15 февраля 2010 г.

Мыльный пузырь проприетарного ПО

Бродя сегодня по сети, наткнулся на интересную статью, перевод которой привожу ниже. Ссылка на оригинальный материал приведена в конце.

Когда я услышал очередные красивые обещания недавно избранного президента США Барака Обамы, это заставило меня задуматься о языке, и о том, каким образом его можно использовать, не только для объяснений чего-либо, но и для обмана.
Когда Вы слушаете какую-то сложную теорию, которую излагают специалисты на своем языке, появлялось ли у Вас ощущение ее полной оторванности от реального мира?
Обычно я исхожу из того принципа, что если что-то не может быть объяснено простым и понятным языком, то скорее всего лицо, находящееся перед Вами, пытается блефовать, держать Вас в неведении, или попросту кинуть - и, возможно, даже все сразу.


На мой взгляд, тщательно разработанные экономические теории и инструменты абстрактного анализа, использующиеся для объяснения причин недавнего глобального экономического кризиса, являются всего лишь классическим способом пускания пыли в глаза. Банки и другие финансовые институты провели последние десять лет тщательно пытаясь замаскировать свои неудачи такими терминами, как "структурированные продукты". Созданная ими иллюзия была настолько убедительной, что они преуспели в трансформации кредитов, которые никогда не будут погашены, в первоклассные финансовые пакеты, ставшие основой для всей мировой экономики. Трансформация была достигнута полностью игнорируя реальность и на основе огромного количества громких, но ничего из себя не представляющих аргументов.
Если говорить прямо, отбрасывая всю словесную шелуху: плохие долги - это плохие долги и разные попытки приукрасить имеющуюся ситуацию с приведением аргументов об их реальной стоимости, приводят нас к хорошо знакомой с детства фразе - а "король-то голый".


По ту сторону фасада
Что же подобный анализ может нам сказать о рынке проприетарного ПО? Может быть и оно, всего лишь, чучело, разодетое и приукрашенное настолько, чтобы все сделали вывод о его якобы существующей ценности?
Ответом будет "да", и вот почему.
На любом свободном рынке цена на сырьевые товары с течением времени падает до величины близкой к предельным издержкам производства. Некоторые факторы могут изменять данный процесс, наиболее сильно влияет наличие монополии, но в отсутствии рыночных искажений это правило всегда справедливо. А какова предельная стоимость производства программного обеспечения? Предельная стоимость любого продукта - это стоимость изготовления следующей его копии. Если вы остановитесь на данном моменте и попытаетесь рассмотреть его повнимательнее, Вы увидите, что стоимость изготовления следующей копии любой части программного обеспечения - почти нулевая, расходы будут состоять из крошечного количества потраченного электричества.
Это явление того же рода, что и бизнес-модель индустрии музыки и кинофильмов. В итоге рыночная стоимость программного обеспечения равна нулю.

Вопрос выживания
Свободное ПО подтверждает эту истину. Проприетарное ПО - нет. Вместо этого, подобно банкам, производители проприетарного ПО вынуждены для оправдания стоимости своих продуктов создавать сложные логические конструкции.
К тому же, такие громкие термины как "патенты на программное обеспечение" и "интеллектуальная собственность" применяются так часто и успешно, что уже стали нарицательными. Однако даже беглое знакомство с их настоящим смыслом показывает ложность их применения. Эти аргументы существуют только для упрочения господства монополистов.
Да, индустрия проприетарного ПО представляет собой такой же мыльный пузырь, как и программа "легких кредитов", который точно также может лопнуть - это всего лишь вопрос времени. До сих пор большинство организаций были счастливы работать, нежно мурлыкая такие фразы, как "отраслевой стандарт" и "лучший в своем классе", даже если это высокомерие стоило им невероятных сумм денег. Однако, с появлением больших дыр в их IT-бюджетах и увеличением важности вопроса выживания компании, время для такой гордости прошло. Производители проприетарного ПО будут защищать свою прибыль и, если Вы сильно зависите от них ("vendor lock-in") - Вы вынуждены будете платить.
К концу этого кризисного периода, выживут лишь те компании, которые используют огромное количество свободного программного обеспечения. Пузырь проприетарного ПО готов лопнуть.

Об авторе:
Марк Тейлор сыграл важную роль в адаптации и внедрении программного обеспечения с открытым исходным кодом в некоторых крупных корпорациях Европы, включая растущее число компаний, работающих исключительно на свободном ПО, от сервера до рабочей станции. Непосредственно участвуя в некоторых ведущих промышленных проектах свободного ПО, Тейлор является известным специалистом по всем его аспектам.

4 комментария:

  1. В итоге рыночная стоимость программного обеспечения равна нулю.
    Бред. Нелогично. Люди тратят энергию, которая не равна нулю. Не знаю что тут спорить.

    ОтветитьУдалить
  2. Вы не поняли мысль, мистер Анонимный. Речь идет о стоимости создания последующей копии программного обеспечения. И вот его стоимость равна стоимости электричества, затраченного на процесс копирования.

    ОтветитьУдалить
  3. Благодарю за труды! Оффтоп конечно но этот блог содержит интересный, важный и подчас нужный контент.
    Давай исчо!
    А вцелом по статье - все верно: часто успех множества компании обусловлен неведением или "зомбированием" своих клиентов (в широком пониимании этих смыслов).

    ОтветитьУдалить
  4. > Марк Тейлор сыграл важную роль в адаптации и внедрении программного обеспечения с открытым исходным кодом...
    Вот за внедрение - браво! Ну, а господину Тейлор, пожалуй, не стоит отвлекаться на подобные статьи, не его специализация. "Конфиги" тут гораздо сложнее.

    ОтветитьУдалить